пятница, 27 сентября 2019 г.

Домеханический этап развития вычислительной техники

Этот период автоматизации вычислений начался на заре человеческой цивилизации (с 50-го тысячелетия до н. э.и до XVII века) и основывался на использовании пальцев рук, камешков, палочек и т. п.


Самым первым инструментом счета у древнего пещерного человека в верхнем палеолите были пальцы рук. У многих народов пальцы (или их суставы) при любых торговых операциях выполняли роль первого счетного устройства. Для большинства бытовых потребностей людей их помощи вполне хватало.
Счетные палочки, камушки использовались для счета, а нанесение насечек, узелки применялись для фиксации результатов счета. Например, у народов доколумбовой Америки был весьма развит узелковый счет. Более того, система узелков выполняла также роль своего рода хроник и летописей, имея достаточно сложную структуру. Однако использование ее требовало хорошей тренировки памяти.


Постепенно фор­мировалась потребность в изобретении устройств, помогающих счету.
Одно из таких устройств известно под названием абак, вычисления здесь выполня­
лись перемещением костей или камешков. Подобные счетные устройства использова­
лись в Греции, Японии и Китае. Аналогом абака в древней Руси являлись дошедшие до
наших дней счеты.


Римляне усовершенствовали абак, перейдя от деревянных досок, песка и камешков к мраморным доскам с выточенными желобками и мраморными шариками.

Китайские счеты суан-пан состояли из деревянной рамки, разделенной на верхние и нижние секции. У китайцев в основе счета лежала не десятка, а пятерка.

У японцев это же устройство для счета носило название серобян. Он был завезен в Японию в XV - XVI веках. У Серобяна на "небе" на один шарик меньше, чем у суан-пана.

В начале XVII века Дж. Непер,изобрел логарифмическую линейку, которая успешноиспользовалась 15-20 лет назад для проведения несложных инженерных расчетов. Она, несо­мненно, является венцом вычислительных инструментов ручного периода автоматизации.
Логарифмическая линейка может выполнять несколько математических операций, в том числе умножение и деление чисел, возведение в степень (чаще всего в квадрат и куб) и вычисление квадратных и кубических корней, вычисление логарифмов, тригонометрических функций и другие операции.